Навигация по плану

0
164

В текущем году Беломорканал открыл 84-ю навигацию. 127 гидротехнических сооружений, расположенных по трассе канала длиной 220 км, в межнавигационный период 2016-2017 гг. подготовлены к судопропуску. Каждому гидроузлу вручены паспорта готовности.

Навигация 2017 года на канале была открыта в плановые сроки – 20 мая, несмотря на сложную ледовую обстановку. За 84 года эксплуатации канала ни разу не были сорваны сроки открытия и закрытия навигации.

Три этапа реконструкции

Навигация по плану

Валерий Волков, руководитель ФБУ «Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей»

Весь объем работ по реконструкции на гидротехнических сооружениях проводится только в межнавигационный период без вывода сооружений из эксплуатации. Работы ведутся в рамках подпрограммы «Внутренний водный транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)». Также в зимний период в соответствии с перспективным планом ведутся работы по капитальному ремонту гидросооружений Беломорско-Балтийского канала.

В 2016 году завершены работы по второму этапу комплексного проекта реконструкции гидросооружений Беломорско-Балтийского канала. В состав этапа вошли шлюзы № 4, 5, 10, 11, 12, водоспуск № 139. В процессе реконструкции восстановлены бетонные конструкции голов шлюзов, проведена реконструкция механического и электротехнического оборудования. Для создания лучших условий труда работников шлюзов построены новые здания механизмов, центральных пультов управления и блоки служебно-бытовых помещений с ремонтно-механическими мастерскими.

20 июля 2016 года объекты сданы приемочной комиссии.        

В межнавигационный период 2016-2017 гг. продолжились работы по третьему этапу комплексной реконструкции гидросооружений ББК, в состав которого вошли шлюзы № 8, 9, 17, 18.

Комплексный подход к реконструкции гидросооружений позволяет восстановить все элементы сооружения и привести техническое состояние шлюзов к работоспособному техническому состоянию с нормальным уровнем безопасности.

Также на Беломорско-Балтийском канале ведется значительный объем работ по капитальному ремонту гидросооружений. В 2016 году завершен капитальный ремонт двустворчатых ворот верхней головы шлюза № 11.

В 2017 году проведены конкурсы и заключены контракты на выполнение комплекса работ по капитальному ремонту стен камеры шлюза № 9 и капитальному ремонту водоспуска № 134. Работы на данных объектах необходимо выполнить в течение одного календарного года. С учетом невозможности производства работ в навигационный период возникают определенные трудности в соблюдении календарных планов работ. Однако подрядные организации уверены в своих силах и не сомневаются в том, что весь комплекс работ будет выполнен в установленные контрактами сроки.

В конце навигации 2016 года произошло частичное разрушение деревянных конструкций водосливной Шаваньской плотины, поддерживающей навигационный уровень в Воицком бьефе. Создавшаяся ситуация создала угрозу безопасности эксплуатации плотины и потребовала незамедлительного выполнения восстановительных работ. Для предотвращения развития аварийной ситуации было принято решение выполнить комплекс работ по аварийно-восстановительному ремонту плотины с осушением Воицкого бьефа. Для этого было организовано заседание Межведомственной рабочей группы по регулированию работы водохранилищ Выгского, Кемского и Ковдинского каскадов. Решением комиссии в связи с необходимостью проведения ремонтных работ на плотине № 23 ББК, Администрацией «Беломорканал» согласовано понижение уровня воды Воицкого бьефа.

К восстановлению плотины были привлечены проектные и подрядные организации. Задача осложнялась тем, что работы надо было провести зимой до наступления весеннего паводка. Благодаря слаженной работе проектировщиков, строителей и службы эксплуатации канала весь объем ремонтных работ закончен в установленные сроки и плотина принята приемочной комиссией до начала навигации.

Путевые работы

Путевые работы на судоходных трассах в бассейне Администрации выполняются специализированными судами. По состоянию на 01.04.2017 на балансе находится 49 единиц флота, из которых 35 самоходных и 14 несамоходных судов, из них под наблюдением Российского Речного Регистра состоит 27 судов. Средний возраст судов в связи с получением из нового строительства в 2013-2015 годах 4 специализированных теплоходов несколько снизился и повысил средний уровень технического состояния флота Администрации. Однако из-за отсутствия в последние два года финансовой возможности выполнения планового ремонта несколько судов были выведены на холодный отстой, и в 2017 году перед путейцами стоит сложная задача – привести весь флот в годное техническое состояние и ввести в эксплуатацию. Для этого необходимо выполнить средний ремонт на теплоходах «Вихрь», «Тайфун», «Онего», «Грач», «Беркут», «ДТС-1», мотокатерах «Путейский-88, 91, 93», при этом на теплоходе «Тайфун» предстоит заменить главные и капитально отремонтировать вспомогательные двигатели. Вместе с тем в 2017 году планируется приобрести новое светосигнальное оборудование для плавучих знаков обстановки с функцией дистанционного мониторинга состояния знаков, а также металлопрофиль, что позволит в течение навигации выполнить комплекс работ по улучшению дневной и ночной видимости береговых и плавучих знаков.

Аномалии сезона

Навигация текущего года открывалась в условиях аномально холодной весны. Установившиеся с начала мая умеренные до сильных ветра северных направлений привели к понижению температуры воздуха до отрицательных значений, особенно в ночные часы, что приостановило развитие ледоходных явлений на водоемах, а в южной части Онежского озера создало довольно напряженную ледовую обстановку на трассе Вытегра – Вознесенье. Это похолодание внесло серьезные коррективы в работу путейцев, и выставление знаков навигационного ограждения судовых ходов в Беломорско-Онежском бассейне началось значительно позже планировавшихся сроков.

На содержании и обслуживании Администрации находится 3095,5 км судовых ходов. Из них 1599,5 км имеют гарантированные габариты судового хода. К категории освещаемых относятся 270,5 км путей.

Серьезный вопрос, не находящий своего решения, – это наличие в Перечне внутренних водных путей РФ судоходных трасс, проходящих в замкнутых водоемах, не имеющих выхода на транзитные водные пути. В Беломорско-Онежском бассейне к таким водоемам относятся озера Пяозеро, Куйто (Верхнее и Среднее), Сандал, Сегозеро.

Когда-то давно на этих озерах существовали пассажирские перевозки между удаленными поселками лесозаготовителей или сезонные перевозки (как на озере Сандал) горожан на дачи. С развитием сети автомобильных дорог и исчерпанием ресурсов древесины какое-либо регулярное судоходство на этих водоемах много лет не осуществляется, что неоднократно подтверждали местные администрации. Водные пути имеют категорию «без СНО», однако все это не исключает стихийного движения маломерных судов, в том числе занимающихся коммерческим ловом рыбы, а ответственность за безопасность движения этих судов остается за Администрацией бассейна.

Региональное правительство дало свое согласие на исключение этих путей из Перечня. Появление в КВВТ понятия «водные пути регионального значения» не решает данную проблему, поскольку определяет лишь источник финансирования их содержания, но не перераспределяет ответственность за безопасность. В этой связи считаю, что такие водные пути должны быть либо переданы в собственность регионов, для чего необходимо внести соответствующие изменения в законодательство, либо исключены из Перечня внутренних водных путей.

Контроль текущего состояния судоходных трасс, корректировка положения плавзнаков СНО в соответствии с последними данными промеров глубин выполняются с помощью поставленных ранее централизованно автоматизированных промерных и промерно-изыскательского комплексов. Это же оборудование на протяжении последних 6 лет используется для формирования баз данных, на основе которых изготавливаются электронные навигационные карты бассейна и корректурный материал. В 2017 году при проведении средних ремонтов на теплоходах «Онего», «Вихрь», «Грач» будут установлены ранее централизованно полученные судовые обстановочные комплексы.

Для повышения эффективности путевых работ и уменьшения издержек необходимо:

– оборудовать плавучие и береговые СНО системами мониторинга;

– заменить устаревшие береговые знаки из древесины на знаки из композитных материалов;

– приобрести промерный катер классом не ниже «О2,0», оснащенный многолучевым эхолотом;

– завершить замену плавучих навигационных знаков на знаки из полимерных материалов;

– разработать и реализовать программу реконструкции инфраструктуры содержания внутренних водных путей.

Несмотря на трудности, путейцы готовы и впредь обеспечивать безопасность плавания судов в Беломорско-Онежском бассейне внутренних водных путей.

Анализ и опыт поздней весны

Навигация по плану

Константин Тимонин, первый заместитель руководителя – капитан Беломорско-Онежского бассейна ВВП

В Беломорско-Онежском бассейне внутренних водных путей навигация 2017 года взяла начало в первую декаду мая под аккомпанемент весьма нелестных отзывов в отношении установившейся погоды со стороны судовладельцев.

В отличие от показателей предыдущего года, стоит особо отметить весьма затяжную весну и позднее очищение ото льда как акватории Онежского озера, так и судоходных трасс Беломорско-Балтийского канала. Данный фактор, определивший весьма ощутимый сдвиг срока начала судоходства в Беломорско-Онежском бассейне ВВП в сторону прогнозируемых сроков действия средств навигационного оборудования, если даже и не указывает явно на какие-либо климатические изменения в регионе постоянного характера, но лишний раз напоминает о необходимости как планирования своей деятельности исходя из нескольких вариантов развития событий, так и анализа текущей ситуации с готовностью применения готовых сценариев поведения сообразно сложившейся обстановке. Так и, к сожалению, Онежское озеро с одной из своих главных жемчужин – Кижским погостом не смогли порадовать заезжего туриста вплоть до второй декады мая месяца.

Тем не менее грузовое судоходство взяло старт и показало весьма неплохой и устойчивый результат как по судозаходам, так и по грузообороту практически с первой появившейся возможностью в лице буксира ледокольного класса «Невская застава». Так, грузооборот нерудных строительных материалов на первую декаду июня показал рост в 18% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, который, в свою очередь, тоже показывал тенденцию к росту.

Перевозки лесных грузов оказались на уровне 81% от показателей года предыдущего. Но это скорее всего не говорит о тенденции к снижению перевозок лесных грузов водным транспортом в целом, а лишь определено невозможностью подхода судов к традиционным местам погрузки леса в последней декаде апреля – первой декаде мая ввиду более сложной ледовой обстановки, чем та, которая отмечалась в предыдущие несколько лет. Поэтому восстановление показателей по грузообороту лесных грузов выглядит весьма реальным.

На рынке пассажирских перевозок отмечается рост пассажирооборота на круизных линиях в 14%, даже несмотря на более поздние, чем обычно, сроки начала пассажирской навигации на о. Кижи. Пассажирские же перевозки на местных линиях показали спад на 5%. Спад обусловлен тем, что на некоторых направлениях на данный момент отсутствует альтернатива использовавшимся ранее для посадки и высадки пассажиров плавучим объектам – понтонам, к которым применяются новые требования в области государственной регистрации права собственности и права плавания под государственным флагом РФ, а равно как и технического освидетельствования. Тем не менее и несмотря на то что данная ситуация не может не вызывать сожаления по поводу потери некоторой доли рынка пассажирских перевозок водным транспортом в регионе, в силу перераспределения пассажиропотока на другие виды транспорта (в основном на автомобильный), остается надеяться на то, что перевозчики окажут должное внимание к данному факту и проявят соответствующую расторопность в урегулировании данной ситуации и возвращении своих позиций.

Оценка состояния безопасности судоходства

Показатели работы инспекции государственного портового контроля за истекший период навигации и их сравнительный анализ с показателями года прошлого выглядят следующим образом. Общее количество произведенных проверок судов снизилось на 29% и составило 48 проверок судов. Показатели по количеству проверок с вновь выявленными нарушениями обязательных требований и количеству самих выявленных нарушений коррелируют друг с другом и общим количеством проверок и составляют 83% и 73% соответственно. Количество же случаев, когда обнаруженные нарушения обязательных требований не позволили судну продолжить рейс, увеличилось ровно в 4 раза и составило 4 временных задержания судов.

Снижение показателей по проверкам судов выглядит вполне объяснимым и продиктовано более поздними сроками начала судоходства и, как следствие, снижением общего количества судов, посетивших бассейн в первой половине навигации.

Анализ самих нарушений показывает незначительный рост количества нарушений в отношении соблюдения обязательных требований к спасательным средствам. В отношении же противопожарного имущества и оборудования, а также судовых документов отмечается улучшение ситуации. Стоит особо выделить нарушения экипажами судов в области установленной классификационным обществом судну высоты борта, а попросту – превышения грузоподъемности судна. Данное нарушение является одним из самых тягчайших и может вести к весьма серьезным последствиям. Данный вид нарушений особенно свойственен судам, занятым на перевозке нерудных строительных материалов навалом, методы погрузки которых обусловлены высокими скоростями подачи груза и невозможностью распаузки судна ввиду наличия в порту только подающего конвейера. С целью предотвращения подобных ситуаций проверки судов планируются максимально возможно близкими к терминальной стадии погрузки.

По фактам выявления нарушений обязательных требований, подпадающих под определения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в навигацию 2017 года было составлено и передано для дальнейшего рассмотрения в Северо-Западное управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта 10 протоколов об административных правонарушениях.

Отделом по регистрации судов за истекший период 2017 года было произведено 21 юридически значимое действие с занесением записей в Государственный судовой реестр. Данный показатель находится на уровне 86% от показателей года предыдущего. Снижение не носит характера какой-либо тенденции, а лишь только отражает состояние деловой активности как собственников судов, так и судовладельцев по управлению своим имуществом.

Работа же квалификационной комиссии по проведению квалификационных испытаний членов экипажей судов внутреннего плавания показала рост в 56%. Данный показатель обусловлен циклическими колебаниями в количестве дипломируемых специалистов. Началом к этому послужило вступление в силу Порядка образования квалификационных комиссий, проведения квалификационных испытаний, выдачи, изъятия и аннулирования, а также приостановления действия дипломов, подтверждений к дипломам и квалификационных свидетельств членов экипажей судов внутреннего плавания (утв. приказом Минтранса РФ от 30 октября 2007 г. № 154), который, в свою очередь, дополнил Положение о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания (утв. постановлением Правительства РФ от 31 мая 2005 г. № 349) методикой проведения квалификационных испытаний и запустил механизм массовой замены дипломов и квалификационных удостоверений старого образца на новый в 2007 году с 5-летней цикличностью подтверждения квалификационных документов для большинства специалистов.

Подводя итог, стоит отметить то, что ситуация в целом и как минимум имеет тенденцию к улучшению. Такие показатели, как рост количества грузоперевозок, постоянство в проведении квалификационных испытаний специалистов внутреннего водного транспорта (пусть даже и с циклическими колебаниями), рост пассажирских перевозок на круизных линиях и сохранение роста перевозок на местных линиях (пусть даже и со сдвигом пассажиропотока на конкурирующие виды транспорта, но с сохранением объемов пассажиропотока), поддающиеся анализу показатели инспекции государственного портового контроля, деловая активность судовладельцев, не могут не внушать оптимизма. А такие моменты, как разочарование от сравнительно «поздней навигации», лишь только понуждают к поиску новых решений, которые неизменно явят собой тот опыт, который непременно принесет свои положительные результаты сторицей в случае его правильного обобщения и использования.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here