По пути повышения конкурентоспособности транспортной системы

0
168

По пути повышения конкурентоспособности транспортной системы

31 марта 2017 года в Московской государственной академии водного транспорта - филиале Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова состоялось расширенное итоговое заседание Коллегии Росморречфлота.

В заседании приняли участие Министр транспорта РФ Максим Соколов, Заместитель министра транспорта РФ – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский, Первый заместитель председателя Общественного совета при Росморречфлоте, председатель Совета ветеранов морского и речного флота Юрий Михайлов, председатель Исполкома КТС СНГ, советник министра транспорта РФ Александр Давыденко, президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин, представители Администрации Президента РФ, Федерального собрания РФ, Экспертного совета при Правительстве РФ, Минтранса России, Ространснадзора, Росморречфлота и его подведомственных предприятий, других федеральных органов исполнительной власти, контролирующих органов, Счетной палаты РФ, Генеральной прокуратуры РФ, коммерческих предприятий и организаций отрасли, общественных организаций и объединений, СМИ. Коллегия подвела итоги работы за прошлый год и наметила задачи на будущее.

Владимир Михайлов

С приветственным словом к участникам заседания обратился Министр транспорта РФ Максим Соколов. Он положительно оценил итоги работы водного транспорта в 2016 году, подчеркнув, что особое внимание было уделено развитию внутреннего водного транспорта. Поступательно развивается морской транспорт. Министр с удовлетворением отметил, что накануне заседания в рамках Международного Арктического форума в порту Сабетта была проведена пробная швартовка новейшего танкера-газовоза «Кристоф де Маржери». Максим Соколов пожелал работникам отрасли новых успехов в работе и лучшим из них вручил награды.

С итоговым докладом выступил Заместитель министра транспорта РФ – руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский. Прежде всего он отметил положительные результаты работы отрасли – ввод новых портовых мощностей, рост перевалки грузов в морских портах, неуклонное сокращение доли перевалки российских внешнеторговых грузов через морские порты сопредельных государств, а также рост перевозок грузов судами под российским флагом.

«В отчетном году Агентство сконцентрировало работу на сохранении набранных темпов модернизации инфраструктуры и объемных показателей работы отрасли, достигнутых в предыдущие годы. Перед нами стоят задачи совершенствования транспортной инфраструктуры для конкурентоспособной и безопасной системы морского и речного транспорта, обеспечения отрасли высококвалифицированными кадрами. Для достижения стратегических целей, в том числе обозначенных в Публичной декларации Росморречфлота, в условиях бюджетной ограниченности тщательно отбирались приоритетные проекты, постоянно проводилась оптимизация бюджетных расходов. В штатном режиме осуществлялась деятельность по обеспечению безопасности мореплавания и транспортной безопасности. Проводилась работа по оптимизации состава подведомственных унитарных предприятий, уделялось особое внимание развитию кадрового потенциала», – сказал В. Олерский.

Он подробно остановился на показателях работы морского транспорта. По словам руководителя Росморречфлота, сохранилась устойчивая тенденция роста показателей работы на морском транспорте. Грузооборот морских портов России за 2016 год увеличился на 6,7% и составил более 720 млн тонн. Сокращается доля объемов перевалки российских внешнеторговых грузов через порты стран Балтии и Украины: в 2016 году объем их перевалки через морские порты России составил 93,2%, через порты Балтии и Украины – 6,8% (в 2015 году – 90,9% и 9,1% соответственно).

Остается стабильным объем перевозок грузов морским флотом, контролируемым российскими судовладельцами. При этом объем перевозок национальным флотом увеличился почти на 30% и приблизился к 24 млн тонн. В акватории Северного морского пути в навигацию 2016 года перевезено 7,5 млн тонн грузов (+37,7% по сравнению с 2015 г.), что является историческим рекордом для СМП.

В. Олерский подчеркнул, что решающую роль в повышении конкурентоспособности транспортной инфраструктуры страны играют морские порты. Завершение ряда инвестиционных проектов в прошлом году позволило обеспечить прирост портовых мощностей России на 32 млн тонн. Так, введены в строй 2-я очередь ММПК «Бронка» (20 млн тонн), Арктический терминал круглогодичной отгрузки нефти Новопортовского месторождения (8,5 млн тонн), объекты развития РПК «Высоцк ЛУКОЙЛ II» (3 млн тонн), причал №5а порта Оля на Каспии (0,5 млн тонн).

В текущем году при завершении всех запланированных инвестиционных проектов в морских портах Мурманск, Азов, Тамань, Восточный, Певек прирост производственных мощностей морских портов России планируется более чем на 27 млн тонн. «При этом мы надеемся увеличить приток внебюджетных инвестиций в отрасль путем совершенствования механизмов аренды и концессии и сохранить пропорцию бюджетных и внебюджетных вложений 1 к 3», – пояснил глава Росморречфлота.

В.Олерский также сообщил, что завершено проектирование международного морского терминала для приема круизных и грузопассажирских судов в г.Пионерском, обеспечивающего транспортную доступность и социально-экономическое развитие Калининградской области, и в этом году начинается его строительство.

Продолжаются работы по строительству морского порта Сабетта. В текущем году ожидается ввод в эксплуатацию объектов первого этапа. Закончена реконструкция морского вокзала в Мурманске и строительство морского вокзала в Петропавловске-Камчатском.

В Арктике создаются условия для использования Северного морского пути в качестве надежной транспортной магистрали между Европой и Азией, принимаются меры по обеспечению безопасности мореплавания и развитию инфраструктуры в акватории Северного морского пути. Уже реализуется проект по экспорту угля из морского порта Диксон, закончилось проектирование нефтяного терминала Таналау в Енисейском заливе.

Как отметил руководитель Федерального агентства, в связи с реформированием ФГКУ «Росгранстрой» Минтрансом России проводится работа по передаче пунктов пропуска через государственную границу в ведение федеральных агентств министерства по видам транспорта. Содержание, а возможно, и строительство объектов пунктов пропуска станет дополнительной нагрузкой, которая ляжет на подведомственные организации, определенные ответственными за соответствующие пункты пропуска. Уже в ближайшее время ФГУП «Росморпорт» будет вынужден за счет собственных средств провести обустройство пунктов пропуска в морских вокзалах в Мурманске и Петропавловске-Камчатском.

В связи с фактическим прекращением действия ФЦП «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» сокращено финансирование по ряду важных и значимых мероприятий на Сахалине, Камчатке и в Приморском крае. Вместе с субъектами Федерации Росморречфлот ведет работу по поиску решения для реализации этих мероприятий.

Большое внимание Росморречфлот уделяет вопросам обеспечения аварийно-спасательной готовности, комплексной безопасности, подготовки кадров, управления государственным имуществом. Заместитель министра транспорта РФ – руководитель Росморречфлота предложил признать работу отрасли в 2016 году удовлетворительной. Он поблагодарил работников отрасли за труд и пожелал им новых успехов в работе.

В заключение В. Олерский сказал: «Мы работаем не вопреки бизнесу, а для него. И от бизнеса не требуется ничего, кроме соблюдения законодательства». Он также рекомендовал руководству ФГУП «Росморпорт» изменить отношения с арендаторами и инвесторами, не рассматривая их проекты с точки зрения бизнеса, поскольку первая задача предприятия – это развитие инфраструктуры морских портов. Кроме того, перед отраслью в 2017 году стоят и приятные задачи: завершить строительство Храма святителя Николая Мирликийского Чудотворца на Лодочной в Москве – духовного центра для моряков и речников России и реконструкцию Музея морского флота, который обладает огромными фондами.

«Мы понимаем цели и задачи, стоящие перед нами. Для успешного развития необходимо сконцентрироваться на эффективных мерах по поддержке предприятий и организаций морского и речного транспорта, обеспечить повышение результативности бюджетных вложений и использования федерального имущества, обеспечить безопасную работу транспорта, создать комфортные условия для бизнеса», – заключил руководитель Федерального агентства.

В рамках обсуждения доклада на заседании расширенной Коллегии Росморречфлота выступили представители крупнейших морских и речных судоходных компаний.

Традиционно В. Олерский вручил вымпелы и грамоты победителям конкурса Росморречфлота «Лидер отрасли».

По итогам 2016 года это звание получили: в номинации «Лучшая администрация морских портов» – ФГБУ «АМП Азовского моря», руководитель С.В. Сафоничев; в номинации «Лучшее федеральное бюджетное учреждение» – ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота», руководитель А.В. Хаустов; в номинации «Лучшая стивидорная компания» (морская) – АО «Торговый порт Посьет», генеральный директор ООО «УК Мечел-Транс» А.В. Лебедев; в номинации «Лучшее учебное заведение» (среди вузов) – ФГБОУ ВО «Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова», ректор С.И. Кондратьев; в номинации «Лучшее учебное заведение» (среди филиалов вузов) – Каспийский институт морского и речного транспорта – филиал ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта», директор О.И. Карташова и другие.

Приказом Министерства транспорта РФ за достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу отмечены: Благодарностью Министра транспорта РФ – начальник Управления экономики и финансов Росморречфлота З.Т. Джиоев; Благодарственным письмом Министра транспорта РФ – начальник Управления безопасности судоходства Росморречфлота Д.В. Ушаков и другие.

Морские порты №3 (2017)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here