Обеспечение безопасности мореплавания в морском порту Восточный

0
261

Обеспечение безопасности мореплавания в морском порту Восточный

Морской порт Восточный – один из самых молодых портов Дальнего Востока, который за свои полвека стал одним из лидирующих портов России по объемам перевалки грузов. О том, как служба капитана порта обеспечивает эффективное и безаварийное функционирование морской транспортной системы в соответствии с отечественным и международным законодательством, рассказывает капитан морского порта Восточный ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» Александр Ванюков.

«МП»: Александр Викторович, каково сегодня транспортное значение Восточного порта для российской экономики?

– Морской порт Восточный – крупнейший порт Дальнего Востока. Он был изначально спроектирован для широкомасштабной экспортной деятельности на рынке Азиатско-Тихоокеанского региона. Замыкаясь на Транссибирскую железнодорожную магистраль, порт является одним из крупнейших по объему перевалки угля в России. Также в состав порта входит нефтеналивной терминал Козьмино, являющийся конечной точкой нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО).

Основными видами грузов, обрабатываемых в морском порту, традиционно являются навалочные, наливные и генеральные грузы. В перспективе номенклатура может быть расширена за счет развития и активного использования международного транспортного коридора «Приморье-2», запуска новых технологических мощностей на территории порта, а также при реализации инвестиционных проектов в свободном порту Владивосток и интеграции морского транспортного узла в логистическую схему данных проектов.

Как показывает статистика, ежегодно грузооборот порта растет в среднем на 5%. Так, в 2014 году порт перевалил 57,7 млн тонн грузов, в 2015-м – 65,1 млн тонн. В 2016 году показатель достиг 68,5 млн тонн. Из этого объема 35,8 млн тонн составили навалочные грузы (в основном экспортный уголь), 32,7 млн тонн – наливные грузы (в основном нефть и нефтепродукты). Ожидаемый грузооборот в 2017 году – свыше 70 млн тонн грузов. Перспективный рост грузооборота обязан различным факторам, в том числе развитию морской инфраструктуры, совершенствованию технологии погрузо-разгрузочных работ и внедрению в эксплуатацию новой техники.

«МП»: Каковы технологические особенности мощностей порта? Какова интенсивность судоходства и основные транспортные линии, которые обслуживает порт?

– В настоящее время в порту эксплуатируются 25 причалов протяженностью 5464 метра. Порт доступен для судов длиной до 400 метров, осадкой до 17 метров и дедвейтом до 200 тыс. тонн. Якорные стоянки порта с глубинами до 35 метров позволяют принимать суда любого водоизмещения.

Все причалы порта находятся в хорошем техническом состоянии. Площадь крытых складов для хранения груза составляет 34,7 тыс. кв. метров, площадь открытых складов – 457 тыс. кв. метров. Порт обрабатывает свыше 1000 вагонов в сутки поступающих в порт грузов.

Морской порт Восточный расположен на пересечении морских путей, соединяющих западное побережье Северной и Южной Америки с Евразией, с восточным побережьем Африки. На этих направлениях курсируют суда неограниченного района плавания различного назначения. В 2016 году общее количество судозаходов составило 7495 единиц. Значительная часть – иностранные крупнотоннажные суда дедвейтом до 160 тыс. тонн. Думаю, что к 2020 году с учетом реализации перспективных проектов резидентов свободного порта Владивосток, запуска новых технологических мощностей на территории порта и, как следствие, ростом грузооборота количество заходов судов увеличится.

Основные транспортные линии, которые обслуживает порт, связывают Дальний Восток России с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, а также обеспечивают транспортное сообщение между дальневосточными регионами.

На 2017 год Федеральным агентством морского и речного транспорта были пролонгированы 13 контейнерных морских линий, из которых 8 – каботажные, 5 – международные. Каботажные контейнерные линии соединяют в единую транспортную сеть порты Приморского края с портами Хабаровского края, Сахалинской области, Камчатки и Чукотки. Международные контейнерные линии («CMA CGM – Russia Far East Express», «Japan Trans Sibirian Line», «KR2», «MCC Transport» и «FESCO China Direct Line-North») связывают порт Восточный с крупнейшими портами Китая, Республики Корея, Японии, Тайваня, Малайзии, Индонезии, Филиппин и Сингапуром.

«МП»: Назовите проекты по модернизации портовой инфраструктуры, которые реализуются в настоящее время.

– По имеющейся информации, в настоящее время в порту Восточный реализуется несколько крупных инвестиционных проектов по развитию морской портовой инфраструктуры. В частности, это проект УППК «Север», предназначенного для перегрузки угля.

Начатый в июне 2015 года, проект предполагает постройку трех причалов общей длиной 860 метров с глубинами 20,2 метра, а также причала для судов портового флота. Объем дноуглубительных работ по созданию операционной и маневровой акваторий и подходного канала составляет 3140,6 тыс. кубометров грунта. На мелководной части акватории предусмотрено создание искусственного земельного участка площадью 20,5 га.

Другой проект на правах резидента свободного порта Владивосток реализует АО «Восточный Порт». С 2012 года ведется строительство третьей очереди углепогрузочного комплекса. На сегодня построен глубоководный причал, завершен механический монтаж специализированной перегрузочной техники.

Как планирует стивидор, с вводом в эксплуатацию полномасштабного варианта третьей очереди угольного комплекса в 2020 году годовая перевалка на данном направлении вырастет почти в два раза – до 39 млн тонн.

«МП»: Одна из важных задач Службы капитана порта по обеспечению безопасности мореплавания – осуществление государственного портового контроля. Как справляетесь с этим контролем, имеется ли в порту своя специфика такого контроля?

– Государственный портовый контроль за судами, находящимися в морском порту, выходящими в море, и ведение учета такого контроля осуществляются капитаном морского порта в целях проверки наличия судовых документов, соответствия основных характеристик судов судовым документам и выполнения требований, касающихся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов, в том числе документов, удостоверяющих наличие предусмотренного международными договорами РФ, законодательством РФ страхования или иного финансового обеспечения гражданской ответственности за ущерб от загрязнения либо другой причиненный судном ущерб.

В случае отсутствия судовых документов или наличия достаточных оснований полагать, что судно не удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания, капитан морского порта подвергает судно осмотру. В целях проверки устранения недостатков, выявленных в ходе осмотра судна, капитан морского порта проводит контрольный осмотр судна.

Порядок осуществления государственного портового контроля за судами, находящимися в морском порту, выходящими в море, и ведения централизованного учета такого контроля утвержден приказом Минтранса России от 10.04.2013 г. №114 «Об утверждении Порядка назначения проверок судов и иных плавучих объектов на основании оценок рисков нарушения обязательных требований и проведения таких проверок».

Добавлю, что государственный портовый контроль в зоне ответственности капитана порта Восточный осуществляется круглосуточно.

МП»: Как ведется работа по подготовке и повышению квалификации инспекторов ИГПК?

– Работники, осуществляющие государственный портовый контроль, – это специалисты высокой квалификации, получившие образование в морских учебных заведениях, имеющие морскую специальность и достаточный стаж практической работы на морских судах в должностях командного состава. Федеральное агентство морского и речного транспорта ежегодно утверждает Общий план подготовки и переподготовки инспекторов государственного портового контроля РФ по иностранным и российским судам.

Год назад девять инспекторов ИГПК морского порта Восточный успешно прошли подготовку и получили соответствующие свидетельства, а три специалиста филиала приняли участие в региональном семинаре инспекторов государственного портового контроля дальневосточных портов Российской Федерации. В 2016 году специалист филиала побывал в Японии, где принял участие в семинаре инспекторов государственного портового контроля по иностранным судам в рамках Токийского меморандума о взаимопонимании о контроле за судами со стороны государства порта в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Подобные программы реализуются и в текущем году. План предусматривает проведение подготовки и переподготовки инспекторов в подведомственных Росморречфлоту ВУЗах. Работники направляются в зарубежные командировки в морские порты стран Азиатско-Тихоокеанского региона для участия в совместных инспекционных проверках российских и иностранных судов. Таким образом, происходит широкий обмен опытом между всеми инспекторами ИГПК РФ, что позволяет соблюдать единую политику Министерства транспорта РФ, направленную на обеспечение безопасности мореплавания, сохранение человеческой жизни на море и экологической безопасности.

«МП»: Как налажено взаимодействие с другими контролирующими органами в морском порту Восточный?

– В морском порту Восточный кроме государственного портового контроля осуществляются следующие виды государственного контроля: пограничный, таможенный, санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный.

Государственный контроль осуществляется государственными контролирующими органами в пределах, установленных законодательством РФ полномочий, и должен обеспечить минимизацию времени его проведения, исключение дублирующих функций и действий, сокращение количества взаимодействий должностных лиц государственных контролирующих органов с контролируемыми лицами, транспортными средствами, грузами, товарами и животными.

Обмен данными между государственными контролирующими органами производится путем информационного взаимодействия с использованием электронных средств обработки и передачи данных.

«МП»: Как организована работа в специализированном нефтеналивном порту в бухте Козьмино?

– Работа Службы капитана порта в нефтеналивном терминале Козьмино имеет свою специфику, обусловленную особой категорией груза, особенностями портовой инфраструктуры и танкерного флота, который обслуживает терминал.

С момента запуска в эксплуатацию в 2009 году терминал представляет собой масштабное специализированное производство по отгрузке нефти на экспорт в страны АТР. Основные экспортеры – это Китай, Япония, Республика Корея, Малайзия, Сингапур, Таиланд, США, Филиппины и Новая Зеландия.

В прошлом году объемы перевалки нефти составили 31,8 млн тонн. Для увеличения грузооборота был реализован крупный инвестиционный проект по реконструкции подходной дамбы с дноуглублением операционной акватории, что позволило принимать танкеры дедвейтом до 150 тыс. тонн у обоих причалов порта.

Отмечу, что все проекты по развитию порта строго регламентированы международными и национальными законами в области торгового мореплавания в части обеспечения безопасности мореплавания и экологической безопасности. Служба капитана порта строго следит за исполнением законодательства.

«МП»: Расскажите подробнее, как осуществляется контроль за соблюдением экологического законодательства в зоне ответственности Службы капитана порта?

– Для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, содержания акватории морского порта Восточный в надлежащем состоянии осуществляется контроль за соблюдением требований Федерального закона от 08.11.2007 г. №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Обязательных постановлений в морском порту Восточный, Международной конвенции МАРПОЛ 73/78 с приложениями I-V, Плана по управлению судовыми отходами, действующего законодательства в области предотвращения загрязнения морской среды, распоряжений капитана морского порта Восточный.

В порту имеется действующий «План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов филиала ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» в морском порту Восточный». Ведется постоянный контроль за готовностью аварийно-спасательных формирований, ответственных за ликвидацию разливов нефти и нефтепродуктов, за их оснащением, обучением специалистов, проведением учений в соответствии с действующим законодательством. Составлен и постоянно актуализируется реестр планов ЛРН хозяйствующих субъектов в морском порту.

В порту осуществляется прием всех категорий мусора и нефтесодержащих вод с судов на приемные сооружения. Очистка акватории порта от мусора и загрязнения нефтепродуктами производится компаниями, имеющими лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Для руководства мероприятиями по очистке акватории регулярно проверяется готовность технических средств организаций, выполняющих очистку акватории. Специалисты по охране окружающей среды осуществляют мониторинг причальных сооружений и акватории порта.

«МП»: Каковы, на Ваш взгляд, профессиональные принципы, лежащие в основе успешной работы Службы капитана порта?

– Основа профессионализма – это качественное морское образование, солидный опыт работы в море, глубокое знание и неукоснительное соблюдение закона, добросовестность, честность, порядочность и ответственность.

Строгое соответствие профессиональным требованиям всех сотрудников Службы капитана порта является фундаментом ее успешной работы. Надо отметить, что Росморречфлотом и ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики» делается все, чтобы в коллективе Службы работали профессионалы своего дела.

Отлаженная работа порта сегодня – это результат каждодневного высококвалифицированного труда коллектива ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики».

Морские порты №4 (2017)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here