Дальний Восток: холодная зима, ледовая обстановка

0
221

Дальний Восток: холодная зима, ледовая обстановка

Подводя итоги зимней навигации 2016-2017 года в морских портах Ванино, Советская Гавань, Магадан, Де-кастри ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива», следует отметить, что проходила она в более суровых ледовых и гидрометеорологических условиях, чем в прежние годы. Тем не менее, в названных портах навигация осуществляется круглогодично. Этому факту способствует отлаженная работа сил и средств по обеспечению ледокольных проводок и плавания в акваториях данных портов и на подходах к ним в зимний период.

Николай Татаринов, руководитель ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

Ванино. Январь 2017

В середине декабря 2016 года преобладание устойчивых низких температур до –250 С и слабые ветры способствовали ускоренному ледообразованию в северной части Татарского пролива по всей его ширине. К началу периода ледокольных проводок 2016-2017 года кромка начальных видов льда достигла широты морского порта Ванино и вплотную приблизилась к акватории порта.

До середины января суда проходили в порт самостоятельно благодаря широким разводьям от кромки начальных видов льда до порта или под проводкой МФАСС «Спасатель Заборщиков». В связи с устойчивыми низкими температурами, быстрым остыванием пролива и отсутствием ветров толщина ледяного покрова увеличивалась каждые сутки в среднем на 2-3 см и к середине января толщина льда на подходах к порту достигала 30-45 см (белый лед).

14-16 января северо-восточный ветер силой до 20 м/сек осложнил ледовую обстановку. Обширные и гигантские поля белого льда сдрейфовали на подходы к порту и началось сжатие льда, его торошение и наслоение, что потребовало введения дополнительных ограничений для судов по режиму ледового плавания. Суда, находившиеся на рейде и ожидавшие постановку к причалам порта, были заблаговременно оповещены и выведены по рекомендациям Штаба ледокольных проводок в безопасном направлении и на безопасные дистанции.

К 17 января северо-восточный ветер переломал обширные и гигантские поля белого льда в крупнобитый лед, и поэтому, когда ветер поменялся на северо-западные направления, сжатие льда прекратилось. В соответствии с графиком движения начались ледокольные проводки судов на вход и выход из порта под проводкой ледокола «Красин», а суда, имеющие ледовый класс выше объявленного ограничения, двигались самостоятельно, используя небольшие разводья во льдах.

28 января циклон, проходивший по средней части Татарского пролива, принес с собой штормовые ветры северо-западных направлений порывами до 25 м/с, в связи с чем поля белого льда разломало и сдрейфовало в восточных, юго-восточных направлениях более чем на 10 морских миль от береговой линии, оставив после себя ледяную кашу из серо-белого, белого льда, в которой суда, имеющие ледовый класс, соответствующий введенным ограничениям по режиму ледового плавания, следовали, как правило, самостоятельно.

Такое положение сохранялось до конца первой декады февраля. В тот момент, вопреки официальному трехсуточному прогнозу погоды, сильных ветров западных направлений не было, были ветры восточного, северо-восточного направлений, по причине которых периодически происходило сжатие льда и в связи с чем ледокол «Красин» привлекался к проводкам судов.

Ванино. Февраль 2017

В середине февраля восточные и северные ветры, хоть и слабые, способствовали дрейфу льда в сторону подходов к порту Ванино, происходило сжатие льда, его наслоение и торошение, что способствовало введению ограничения по режиму ледового плавания для судов с ледовым классом ARC4 и ниже и обязательной ледокольной проводки для них.

В конце второй декады февраля один из немногих циклонов, проходивших по Охотскому морю, принес с собой ветры северного, северо-западного направлений, благодаря чему скорость дрейфа ледяных полей увеличивалась до 1,4 узла вместо обычной 0,4-0,6 узла. Благодаря этому кромка льда сдрейфовала в юго-восточном направлении от берега, образовав полосу чистой воды вдоль береговой линии. Ширина прибрежной полыньи достигала местами до 10 морских миль. Однако несмотря на это, при изменении направления ветра на северо-восточное сохранялась опасность для судов, следовавших в непосредственной близости от береговой линии, быть прижатыми льдом к берегу.

Штабом ледокольных операций ежедневно во избежание возникновения аварийной ситуации прорабатывалась информация из всех доступных источников. Точка формирования каравана и рекомендованный маршрут ледового плавания назначались на основе анализа реальной ледовой обстановки, видов, формы, сплоченности, дрейфа льда, направления и силы ветра, прогнозов погоды.

К 26 февраля направление северного ветра изменилось на северо-восточное, и обширные поля льда сдрейфовали на подходы к порту, образовав труднопроходимую перемычку из торошенного серо-белого, белого льда с наслоениями сплоченностью 9-10 баллов. В этих условиях паромы типа «Сахалин» с ледовым классом ARC5 проходили с большим трудом или ждали ослабления восточного ветра, прекращения сжатия льда и его разрядки.

Данная ледовая обстановка до 3 марта изменялась незначительно. Ледокол «Красин» с трудом проводил по одному судну в порт и из порта, так как образующийся за ним канал затягивался битым льдом в течение нескольких минут.

Ванино. Март 2017

С 3 марта ветер северо-западных направлений силой до 18 м/сек за четыре дня сдрейфовал лед в юго-восточном направлении от береговой линии, образовав проход шириной около 15-20 морских миль с присутствием темного, светлого ниласа, по которому суда проходили самостоятельно.

Под воздействием преобладающих ветров и поверхностных течений обширные массы серо-белого, белого льда, включая сохранившиеся на севере Татарского пролива обширные и гигантские поля, двигались на юг по всей ширине пролива и к 16 марта очередной раз блокировали подходы к порту со всех направлений на расстоянии до 10 морских миль от входа в порт.

Вследствие этого вновь были введены ограничения по режиму ледового плавания и к самостоятельному плаванию во льдах допускались только суда, имеющие ледовый класс ARC4 и выше. Некоторые суда, имеющие ледовый класс ARC4, застревали во льду и вынуждены были прибегать к помощи ледокола «Красин».

Данная ледовая обстановка продолжалась до 28 марта, пока ветер не поменял направление и появилась разрядка на подходах к порту. Лед от мелкобитого до крупнобитого, серо-белый, белый сплоченностью от 3-4 баллов в северной части акватории порта до 7-8 баллов на входе в порт и южнее, до мыса Красный Партизан. Суда двигались как в порт, так и из порта самостоятельно.

До 6 апреля с помощью снимков с искусственных спутников Земли, предоставляемых ФГУП «Росморпорт», велся мониторинг ледовой обстановки, сбор информации с судов и береговых постов наблюдения, анализ дрейфа льда и производилось оповещение о наличии в определенных районах обширных и гигантских полей серо-белого льда, сохранившихся в Татарском проливе у западного побережья к северу от порта на удалении около 40-45 морских миль, которые могли бы создать аварийную ситуацию для судов, следующих в удаленный терминал Сизиман или в морской порт Де-Кастри.

6 апреля 2017 года капитаном морского порта Ванино было издано распоряжение «Об объявлении окончания периода ледокольных проводок судов в морском порту Ванино в зимнюю навигацию 2016-2017 года» с 00 часов 7 апреля 2017 года.

Рис.1. Ледовая обстановка

Дальний Восток: холодная зима, ледовая обстановка

Морской порт Магадан

Прошедший период ледокольных проводок в порту Магадан составил 152 дня – с 10.12.2016 г. по 10.05.2017 г. Фактическая работа ледокола «Капитан Хлебников» осуществлялась с 27.12.2016 г. по 29.01.2017 г., ледокола «Магадан» – с 06.02.2017 г. по 10.05.2017 г. Максимальная протяженность ледокольной проводки составила 91 морскую милю, максимальная продолжительность – 16 часов.

Во избежание повторений прошлогодних ситуаций, когда в результате установившихся низких температур толщина ледового припая у причальных сооружений морского порта Магадан и в бухте Нагаева достигла от 1 до 1,5 метра, в восточной части бухты – до 1,7 метра, а швартовные операции продолжались от 4 до 12 часов, в 2017 году в период ледокольных проводок к околке бухты от льда ледокол привлекался 5 раз (28.12.2016, 12.01.2017, 05.02.2017, 21.02.2017, 28.02.2017).

В результате проделанных работ в акватории порта толщина льда не превышала 0,2 метра. В дальнейшем приливно-отливным течением лед выносило из бухты, благодаря чему в акватории лед не нарастал, а суда при швартовке и отшвартовке не испытывали трудностей и проход осуществляли самостоятельно. В Тауйской губе преобладали ветры северного направления, это привело к активному разрушению ледового покрова. С 6 февраля 2017 года ледокол «Магадан» не выходил из бухты и давал рекомендации по маршруту судам, следующим как в порт, так и из порта.

Морской порт Советская Гавань

Период ледокольной проводки в морском порту Советская Гавань проходил с 30.11.2016 г. по 24.04.2017 г.

Из-за отсутствия ледового сбора в этом порту оплата услуг по ледовой проводке судов производилась на основании единовременных договоров между судовладельцами и собственниками буксиров ледового класса. Ледовая проводка судов в акватории порта Советская Гавань осуществлялась с помощью МФАСС «Спасатель Заборщиков» (ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота») и д/э «Сахалин» (ОАО «Сахалинское морское пароходство»).

С начала января 2017 года средняя температура воздуха продолжала резко понижаться, что обусловило значительную интенсивность нарастания льда. В середине января толщина льда сплоченностью 10 баллов составляла 75 см. В итоге период ледокольных проводок составил 4 месяца и 26 дней, а период тяжелого судоходства находился в пределах трех месяцев (январь-март). В более тяжелых ледовых условиях при толщине льда свыше 80 см (февраль-март) только паромы типа «Сахалин» осуществляли проводку судов.

Морской порт Де-Кастри

Период ледокольных проводок в морском порту Де-Кастри продолжался с 07.12.2016 г. по 14.04.2017 г.

Ледокольное обеспечение в Татарском проливе крупнотоннажных танкеров компании «Эксон Нефтегаз Лимитед» осуществлялось силами буксира/судна обеспечения «Норманн» Icebreaker 6; буксира/судна обеспечения «Помор» Icebreaker 6. В акватории порта ледокольные проводки выполняли буксир/судно обеспечения «Нефтегаз-70» КМ*L1; буксир ледокольный «Полар Певек» КМ*Arc6; буксир «Смит Новик» КМ*Ice3.

Наихудшие условия плавания в 2017 году в Татарском проливе были обусловлены белым льдом 30-50 см (9 баллов). Раннее образование льда произошло из-за аномального холодного периода в Татарском проливе в ноябре-декабре 2016 года, что ускорило введение ледокольного сопровождения в декабре 2016 года.

Морские порты №5 (2017)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here