Снижение перевозок при росте судозаходов в портах Каспия

0
91

Снижение перевозок при росте судозаходов в портах Каспия

Несмотря на сокращение объемов перевозок грузов через российские порты Каспийского моря, в них увеличилось число судозаходов. Это связано с ростом заходов судов вспомогательного флота, обслуживающего новые морские нефтяные проекты. Поэтому портовые власти в бассейне работают в прежнем напряженном режиме, исполняя возложенные на них федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации административно-властные полномочия. Об особенностях работы портовых властей сегодня рассказывает руководитель ФГБУ «Администрация морских портов Каспийского моря» Магомед Абдулатипов.

«МП»: Магомед Алиевич, в чем сегодня заключаются особенности работы ФГБУ «АМП Каспийского моря» по обеспечению безопасности мореплавания?

– Обеспечение безопасности мореплавания в морских портах является не только приоритетной задачей, но основой деятельности Администрации морского порта. Приказ Минтранса России от 07.07.2014 г. №178 определяет перечень услуг в морских портах, оказываемых администрациями морских портов:

услуги по обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему;

услуги по обеспечению готовности к проведению аварийно-спасательных работ;

услуги, связанные с проведением в морском порту спасательных операций.

К особенностям работы ФГБУ «АМП Каспийского моря» по обеспечению безопасности мореплавания следует отнести осуществление судоходства в морских портах Астрахань и Оля в гидрометеорологических условиях, связанных с изменением глубин вследствие сезонно-паводковых явлений и объема сброса воды с гидроузлов, ветрами со скоростью 20 м/с и выше, пыльными бурями, частыми туманами и льдообразованием в зимний период. В морском порту Махачкала плавание судов также осуществляется в сложных гидрометеорологических условиях, характеризующихся частыми штормовыми ветрами и «тягунами».

Исходя из условий и характеристик в портах, разработаны и утверждены Обязательные постановления по морским портам, предусматривающие особенности правил захода и выхода судов в/из морских портов, правил плавания судов, стоянки, обеспечения экологической безопасности.

Для морских портов Астрахань, Оля и Махачкала общей является понижение уровня моря и, как следствие, высокая заносимость акваторий и изменение гидрологии.

«МП»: Как изменился в последнее время характер морских и речных перевозок – количество судозаходов в порты, частота судозаходов тех или иных типов судов, изменения размерности судов, рост рейдовой перевалки и т.п.?

– В силу географической особенности Каспийского региона структура судозаходов по флагу судов, заходящих в морские порты Астрахань, Оля и Махачкала, является одним из стабильных показателей. В соответствии с п.7 Тегеранской декларации, принятой в 2007 году в Тегеране, плавание судов в Каспийском море возможно исключительно под флагами прикаспийских государств – России, Ирана, Азербайджана, Казахстана, Туркменистана. Динамика изменения судозаходов по флагу (национальности) судов за последние годы показывает активность того или иного флага на рынке международных и каботажных перевозок на Каспии.

Лидерами по количеству судозаходов в морские порты являются российские судоходные компании (на их долю сегодня приходится около 94% судозаходов). За последние 5 лет их доля в общем объеме судозаходов выросла с 16205 в 2011 году до 18457 в 2016 году.

По валовой вместимости доля судов под российским флагом выросла с 22580 тыс. GT в 2011 году до 24611 тыс. GT в 2016 году, или с 74,5% до 82,4%.

В целом объем перевозок через российские морские порты Каспия с 2011 по 2017 год уменьшился на 38,5%. Соответственно, сократился и объем грузов, перевезенных судами под российским флагом, – с 7,35 млн тонн в 2011-м до 4,75 млн тонн в 2016-м.

Снижение объема перевозок при увеличении судозаходов объясняется изменением структуры судооборота российских судов, в том числе уменьшением судозаходов транспортного флота при одновременном увеличении судозаходов служебно-вспомогательного флота, связанном с освоением углеводородных месторождений в северной части Каспийского моря.

Рис. 1. Диаграмма изменения грузоперевозок судами под флагом прикаспийских государств в 2016 г. в сравнении с 2011 г.

Снижение перевозок при росте судозаходов в портах Каспия

«МП»: В связи с происходящими переменами в речных и морских перевозках какие типы нарушений, выявляемых службами капитанов портов, стали преобладать, а какие сократились? Какова в общем виде статистика проводимых проверок судов и нарушений?

– Государственный портовый контроль является эффективным инструментом принуждения к выполнению судами требований международных конвенций, норм, стандартов в области безопасности мореплавания и предотвращения загрязнения окружающей среды, а также инструментом выявления субстандартных судов.

В соответствии с требованием статьи 79 Кодекса торгового мореплавания РФ государственный портовый контроль за судами, находящимися в морском порту, выходящими в море, и ведение централизованного учета такого контроля осуществляется капитаном морского порта в целях проверки наличия судовых документов, соответствия основных характеристик судов судовым документам и выполнения требований, касающихся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов, в том числе документов, удостоверяющих наличие предусмотренного международными договорами РФ страхования или иного финансового обеспечения гражданской ответственности за ущерб от загрязнения либо другой причиненный судном ущерб.

В случае отсутствия судовых документов или наличия достаточных оснований полагать, что судно не удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания, капитан морского порта подвергает судно осмотру. В Приложении №3 Общих правил плавания и стоянки судов в портах РФ, утвержденных приказом Минтранса России от 20.08.2009 г. приведен перечень документов, подлежащих проверке при осмотре и контрольном осмотре судна.

Статистику изменений видов нарушений, выявленных инспекторами ИГПК, можно проследить по рисункам 2, 3 и 4.

Рис. 2.

Снижение перевозок при росте судозаходов в портах Каспия

Рис. 3.

Снижение перевозок при росте судозаходов в портах Каспия

Рис. 4.

Снижение перевозок при росте судозаходов в портах Каспия

«МП»: Какой была прошлая зимняя навигация в портах Каспийского моря? В чем была ее особенность, какие выводы были сделаны и что планируется на будущее по обеспечению эффективных ледокольных проводок судов и в целом функционированию речного и морского флота в зимний период?

– В нормативно-правовой базе, регулирующей деятельность АМП, не определено понятие «зимняя навигация». Пунктом 170 Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденных приказом Минтранса России от 20.08.2009 г., установлено, что в замерзающих морских портах и на подходах к ним в целях обеспечения навигационной доступности и обеспечения безопасности мореплавания в условиях льдообразования осуществляется ледокольная проводка судов.

На Каспии порты Астрахань и Оля являются замерзающими. В условиях льдообразования на акваториях морских портов осуществляется ледокольная проводка судов. Распоряжениями капитанов этих портов обязательные ледокольные проводки начались здесь с 09.12.2016 г., а завершились 07.03.2017 г. Продолжительность периода ледокольных проводок составила 88 дней. По многолетним наблюдениям минимальная продолжительность периода ледокольных проводок составляла 56 дней, максимальная – 148 дней, средняя – 102 дня.

Последний период 2016-2017 гг. по ледовым характеристикам и гидрометеоусловиям относится к средним. Ледокольные проводки осуществлялись ледоколами «Капитан Чечкин», «Капитан Букаев» и «Капитан Мецайк». Максимальная протяженность ледокольной проводки составила 130 миль, толщина льда – до 0,35 метра, в наслоениях – 0,4-0,6 метра. Всего осуществлено 124 ледокольные проводки, проведено 710 судов. Объем перевозок составил 780,9 тыс. тонн.

Для сравнения: в 2015-2016 гг. продолжительность периода ледокольных проводок составила 57 дней, протяженность ледокольной проводки – 116 миль; осуществлено 82 ледокольные проводки, количество проведенных судов – 526 единиц. Объем перевозок составил 745,8 тыс. тонн.

При организации ледокольных проводок особое внимание уделяется соответствию судов, допускаемых к плаванию во льдах под проводкой ледокола или самостоятельно, ограничениям, установленным в соответствии с требованиями Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах и на подходах к ним, Обязательных постановлений по морским портам Астрахань и Оля и по категориям ледовых усилений по классификации Российского морского регистра судоходства.

Морские порты №5 (2017)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here